ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2015года
Пенсии и пособия

Специальная оценка и аттестация рабочих мест в системе досрочных пенсий

С 1 января 2014 г. на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. Этот новый механизм появился и в системе досрочного пенсионного обеспечения за работу с тяжелыми, вредными и особыми условиями труда. Но при определенных условиях до конца 2018 г. продолжают действовать результаты ранее проведенных аттестаций. Отвечаем на вопрос, как эти результаты используются для назначения льготных пенсий.
В.Г. Белякин, советник Российской Федерации 2 класса
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, а также Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от  26.01.1991 № 10.

Механизм специальной оценки условий труда (далее – специальная оценка) – один из этапов реформирования системы досрочного пенсионного обеспечения, о котором было заявлено в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в Российской Федерации (далее – Стратегия), утв. распоряжением Правительства РФ от  25.12.2012 № 2524р. Данный институт введен Федеральным законом от  28.12.2013 №  426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон №  426-ФЗ) и призван:

  • обеспечить прямую зависимость назначения досрочной пенсии от реальных условий труда на рабочих местах;
  • заинтересовать работодателя в улучшении этих условий с помощью уплаты им дополнительного тарифа взносов в Пенсионный фонд РФ (далее – ПФР).

Результатом как специальной оценки, так и аттестации рабочих мест является установление класса условий труда, в т. ч. на рабочих местах застрахованных лиц, занятых выполнением работ, предусмотренных п. 1 (Список № 1), 2 (Список № 2), 3–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от  28.12.2013 №  400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

До 1 января 2013 г. установленные по результатам аттестации классы условий труда не влияли на определение права на досрочное пенсионное обеспечение (об использовании результатов аттестации после 1 января 2013 г. – чуть ниже).

С 1 января 2014 г. применяется специальная оценка. В отличие от аттестации, она напрямую обусловливает право работника на досрочную страховую пенсию по старости. Разберем основные особенности специальной оценки в системе досрочного пенсионного обеспечения.

Дополнительные тарифы страховых взносов

Классы условий труда, выявленные в результате проведения специальной оценки, служат основанием для определения размеров дополнительных тарифов страховых взносов, установленных Федеральным законом от  28.12.2013 № 421‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“» (далее – Закон №  421-ФЗ). Эти тарифы работодатели уплачивают в ПФР с 1 января 2014 г. с выплат и иных вознаграждений в пользу своих работников, которые заняты на работах, указанных в списках № 1 и 2 и в п. 3–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ и дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Они начисляются и уплачиваются, только если условия труда на рабочем месте в результате специальной оценки признаны опасными и (или) вредными. Размеры тарифов дифференцируются в зависимости от класса условий труда (см. таблицы).

Дополнительные тарифы страхового взноса в зависимости от вида работ и подкласса условий труда
 Виды работ, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №  400-ФЗВиды работ, указанные в пп. 2–18 ч. 1 ст. 30 Закона №  400-ФЗ 
2013 г.4%2%Дополнительный тариф страховых взносов
2014 г.6%4%
2015 г. и последующие годы9%6%

Если в результате специальной оценки будет установлен определенный класс условий труда, то взамен приведенных дополнительных тарифов применяются следующие.

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДополнительный тариф
Опасный48%
Вредный3.47%
3.36%
3.24%
3.12%
Допустимый20%
Оптимальный10%

Статья 58.3 Федерального закона от  24.07.2009 №  212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Солидарная часть тарифа – часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с Федеральным законом о бюджете ПФР денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.

пример

Если в результате специальной оценки рабочему месту кузнеца ручной ковки кузнечно-прессового производства (его профессия предусмотрена в подразделе 2 « Кузнечно-прессовое производство» раздела XI «Металлообработка» Списка № 1) присвоен 3-й класс условий труда «вредный», подкласс 3.4, дополнительный тариф уплачивается в размере 7% – солидарная часть тарифа. Если же ему установлен подкласс 3.3, дополнительный тариф составит 6% – солидарная часть тарифа.

Но что делать, если с 1 января 2014 г. специальная оценка по  каким-либо причинам не проводилась? В таком случае для установления размеров дополнительного тарифа по п. 5 ст. 15 Закона №  421-ФЗ могут быть использованы результаты аттестации в отношении рабочих мест, условия труда на которых были признаны вредными и (или) опасными. Она должна быть проведена в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426‑ФЗ (до 1 января 2014 г.). Эти результаты действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно.

Учет периодов работы, дающей право на досрочную пенсию

Результаты проведенной специальной оценки (установлен вредный и (или) опасный класс условий труда) в увязке с уплатой дополнительных тарифов являются условием для учета периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в системе персонифицированного учета в ПФР на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (подп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от  01.04.1996 №  27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», далее – Закон № 27‑ФЗ). По достижении работником соответствующего возраста органы ПФР формируют его право на досрочное пенсионное обеспечение.

Формирование стажа

Как известно, право на досрочное пенсионное обеспечение согласно действующему законодательству определяется наличием у застрахованного лица соответствующего стажа работы. Без результатов специальной оценки и факта уплаты дополнительного тарифа формирование этого стажа невозможно.

До 1 января 2013 г.

Данный стаж формировался в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от  11.07.2002 № 516 (далее – Правила).

Так, в п. 4 Правил названы два условия формирования стажа:

  • постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами;
  • уплата за эти периоды страховых взносов (имеются в виду взносы на обязательное пенсионное страхование) в ПФР.

С уплатой этих взносов вопросов не возникает: они обязательны для всех страхователей. До 1 января 2013 г. соблюдения этих двух (или фактически одного) условия было достаточно.

С 1 января 2013 г.

Условия установления права на страховую пенсию
1
Присвоение рабочему месту застрахованного лица опасного и (или) вредного класса условий труда по результатам специальной оценки.
2
Уплата основного и дополнительного тарифа.
3
Постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

С этой даты выполнение двух названных условий не гарантирует, что периоды работы в профессиях или должностях, предусмотренных списками № 1 и 2, будут включены в специальный стаж, с учетом которого назначается досрочная страховая пенсия по старости. Для этого требуется документальное подтверждение факта уплаты дополнительного тарифа, в т. ч. в размере, установленном по результатам специальной оценки.

Это подтверждается ч. 6 ст. 30 Закона №  400-ФЗ, согласно которой периоды работы, предусмотренные п. 1–18 ч. 1 данной статьи и имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, закрепленные в названных пунктах (включая предусмотренные списками № 1 и 2), применяются, если по результатам специальной оценки был установлен вредный и (или) опасный класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пп. 1–18 ч. 1 ст. 30.

Для установления права на страховую пенсию по старости требуется соблюдение всех условий (постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; уплата основного и дополнительного тарифа; установление рабочему месту застрахованного лица опасного и (или) вредного класса условий труда по результатам специальной оценки).

пример

Металлизатор постоянно полный рабочий день занят на работах по данной профессии. До введения в действие механизма специальной оценки периоды его работы включались в стаж, с учетом которого назначается досрочная страховая пенсия по старости по Списку № 2 (раздел XXXIII «Общие профессии», позиция 23200000–14440). В результате проведения в 2014 г. специальной оценки условия его работы признаны нормальными, и работодатель освобожден от уплаты за него дополнительного тарифа.

Следовательно, с момента проведения специальной оценки период работы не включается в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию как минимум до проведения очередной или внеочередной специальной оценки, хотя он постоянно в течение полного рабочего дня занят на работе в этой профессии.

И, наоборот, факт присвоения рабочему месту металлизатора вредного класса условий труда и уплата за него дополнительного тарифа не гарантирует, что его работа будет включаться в стаж, с учетом которого назначается досрочная пенсия, если он в связи с  организационно-технологическими изменениями не занят постоянно в течение полного рабочего дня в этой профессии.

До установления на рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Законом №  426-ФЗ, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включаются периоды занятости на рабочих местах, предусмотренных пп. 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона №  400-ФЗ, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по тарифам, установленным ст. 58.3 Закона № 212‑ФЗ (ч. 8 ст. 35 Закона №  400-ФЗ). Речь идет в т. ч. и о рабочих местах, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми по результатам аттестации, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426‑ФЗ. Как уже упоминалось, результаты такой аттестации признаются действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 г.

Не упустите из виду

Учитывая изложенное, в случае непроведения за  какой-либо период, начиная с 1 января 2014 г., специальной оценки на рабочих местах, предусмотренных пп. 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона №  400-ФЗ, страхователи в соответствии с действующим законодательством за указанный период уплачивают дополнительные тарифы, установленные:

  • ч. 2.1 ст. 58.3 Закона №  212-ФЗ  –  в случае признания вредными и (или) опасными условий труда на рабочих местах, в отношении которых была проведена аттестация в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ;
  • ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона №  212-ФЗ – в случае признания условий труда на рабочих местах, в отношении которых была проведена аттестация, оптимальными или допустимыми, или в случае, когда такая аттестация не проводилась.

Таким образом, введение в систему досрочного пенсионного обеспечения новых условий (механизма специальной оценки условий труда на рабочих местах и дополнительного тарифа страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования) ставит назначение досрочной страховой пенсии по старости в прямую зависимость от фактических условий труда на рабочих местах.

НА ЗАМЕТКУ

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются с помощью сведений индивидуального (персонифицированного) учета согласно Закону №  27-ФЗ (приказ Минздравсоцразвития России от  31.03.2011 № 258н).