ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2015года
Кадровая практика

Предрейсовые и послерейсовые медосмотры

Безопасность дорожного движения напрямую зависит от здоровья водителей. Следить за ним, своевременно определить нарушения и отклонения позволяют регулярные медосмотры. Автолюбители проходят их при получении или замене прав на управление транспортным средством. С профессиональными водителями все сложнее. Работодатели, в штате которых они состоят, обязаны организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров – это одна из мер профилактики ДТП. И если на автотранспортных предприятиях этот процесс обычно не вызывает затруднений, то в компаниях, где трудится единственный «офисный» водитель, вопросов возникает немало. Разберем процедуру и правила медосмотров с учетом последних изменений законодательства.
Л.В. Французова, юрист по трудовому праву ООО «Кадровый холдинг “Бета Пресс”»

Зачем это нужно

Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, поэтому их эксплуатация с несоблюдением установленных законом правил и норм способна повлечь самые тяжелые последствия для жизни и здоровья как самих водителей, так и окружающих.

Любое, даже незначительное на первый взгляд ДТП приводит к сбоям в хозяйственной деятельности организации, наносит ущерб имуществу работодателя. Поэтому в сфере использования ТС законом предъявляются особые требования и к работникам, и к работодателям, обязанным обеспечивать выполнение правил охраны труда и техники безопасности.

И одно из таких требований – регулярное прохождение водителями медицинских осмотров. Их целью служит выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем с позиции как обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров. Правильная организация проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров – одно из ключевых звеньев предотвращения дорожно-транспортных происшествий, сокращения их числа.

Вместе с тем многие работодатели, чья деятельность не связана с «профессиональными» транспортными перевозками грузов и людей, задаются вопросом: стоит ли проводить такие осмотры в отношении «офисных» водителей? Еще большие сомнения терзают руководителей организаций, у которых в штате всего один водитель, и тот находится в полном распоряжении первого лица.

Основные показатели аварийности и их динамика за пять месяцев 2015 г.

Кому это нужно

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей с привлечением медицинских работников, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.
Федеральный закон от  10.12.1995 №  196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

В Федеральном законе от  10.12.1995 №  196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон №  196-ФЗ) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей (абз. 7 п. 1 ст. 20).

Названную деятельность, связанную с эксплуатацией ТС, следует понимать достаточно широко. Все организации и предприниматели, эксплуатирующие ТС, вне зависимости от осуществляемых видов деятельности, количества единиц автотранспорта и штатной численности водителей, обязаны организовывать регулярные медицинские осмотры водителей.

Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (постановления ФАС Волго-Вятского округа от  03.06.2008 по делу №  А82-9455/2007–29, ФАС Поволжского округа от  15.01.2010 по делу № А72-4961/2009).

Однако некоторые суды придерживаются иной позиции, согласно которой положения законодательства о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей распространяются только на организации и предпринимателей, перевозящих пассажиров и грузы (постановление ФАС Центрального округа от  23.11.2009 по делу № А36-706/2009).

Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Водитель транспортного средства – лицо, управляющее транспортным средством (в т.ч. обучающее управлению им). Водитель может управлять ТС в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Руководствоваться в этом вопросе следует:

  • приказом Минздрава России от  15.12.2014 № 835н, утвердившим Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее – Порядок медосмотров), вступил в силу 1 мая 2015 г.;
  • письмом Минздрава России от  21.08.2003 № 2510/ 9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств», содержащим Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей (далее – Методические рекомендации) и Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (далее – Типовое положение).

Медицинские осмотры водителей проводятся в организациях, имеющих автомобильный транспорт, независимо от того, находятся ТС в собственности компании либо во временном пользовании на основании договора аренды (с экипажем или без него). Прохождение медосмотра обязательно также и для ИП, которые самостоятельно управляют ТС.

Не упустите из виду

Медосмотры обязательны и при аренде транспортного средства. Следует включить в договор аренды ТС условие о том, кто будет следить за их организацией и проведением.

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность
( в т. ч. медицинским работником, состоящим в штате работодателя при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по предрейсовым, послерейсовым медицинским осмотрам (п. 8 Порядка медосмотров).

Организация проведения медосмотров возлагается на работодателя и проводится за его счет (абз. 7 п. 1, п. 5 ст. 23 Закона №  196-ФЗ, абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 7 ст. 213 ТК РФ).

Обратите внимание

Время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно включается в его рабочее время (подп. «г» п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от  20.08.2004 № 15).

Поскольку проведение предварительных и периодических медосмотров водителей относится к мероприятиям по охране труда, целесообразно поручить организацию этой работы тому специалисту, в чью трудовую функцию входят вопросы охраны труда. Сотрудник, ответственный за организацию проведения медосмотров, назначается специальным приказом по основной деятельности (приложение 1). Эти функции должны быть прописаны и в его трудовом договоре (должностной инструкции).

Не обязательно проводить все медосмотры в одной медицинской организации.

пример

Обязательные предварительные и периодические медосмотры можно поручить медицинской организации, с которой заключен соответствующий договор, а обязательные предрейсовые и послерейсовые медосмотры – медицинскому работнику, состоящему в штате работодателя.

Какие сотрудники отправляются на медосмотр

Штатный медик

Требования к квалификации медработника, проводящего предрейсовые медосмотры
1
Высшее и (или) среднее профессиональное образование (Методические рекомендации, п. 8 Порядка медосмотров).
2
Наличие сертификата специалиста (подп. «д» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением № 291).
3
Наличие сертификата о дополнительной подготовке (согласно номенклатуре «Работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств»), подтверждающего прохождение курса специального обучения (подп. 1.4 п. 1 Типового положения).

Получаем лицензию

Если медосмотры будут проводиться медицинским работником самого работодателя, то он обязан получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.

На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от  04.05.2011 №  99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №  99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») отнесена к лицензируемой.

Из упомянутого закона и позиции компетентных органов (см., например, письмо Минэкономразвития России от  22.12.2008 №  Д05-5875, далее – Письмо №  Д05-5875) следует, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры могут проводиться только при наличии лицензии на право осуществления данных работ и услуг в составе медицинской деятельности, т. к. их выполнение прямо включено Правительством РФ в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, подлежащую лицензированию (постановление Правительства РФ от  16.04.2012 № 291, далее – Постановление № 291).

В то же время арбитражные суды разъясняют, что требование о наличии названной лицензии распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной. А если предрейсовый медицинский осмотр водителей в организации проводит штатный работник организации – медсестра, имеющая соответствующий сертификат, то лицензия не требуется (постановления ФАС Поволжского округа от  05.07.2007 по делу №  А12-2901/07, ФАС Волго-Вятского округа от  18.06.2008 по делу №  А31-6296/2007–13, ФАС Восточно-Сибирского округа от  11.08.2008 по делу №  А74-985/ 08-Ф02-3737/08).

Однако, несмотря на подобную судебную практику, наличие у медработника необходимого сертификата не избавляет организацию от необходимости собирать документы для получения лицензии на право осуществления данных работ и услуг как вида медицинской деятельности (Письмо №  Д05-5875, ч. 1 ст. 12 Закона №  99-ФЗ).

Оформляем медработника

Обратите внимание

Медицинский работник, проводящий предрейсовые медосмотры, должен вырабатывать не более 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ).

Минфин России в письме от  01.06.2009 №  03-03-06/1/357 разъяснил, что медицинский работник, проводящий предрейсовые медицинские осмотры водителей, может выполнять работы по договору гражданско-правового характера, заключенному с предприятием. Однако более перспективно заключить с таким лицом трудовой договор, т. к. часть установленных законом лицензионных требований напрямую связана с кадровым обеспечением организации, которая занимается оказанием медицинских услуг.

Организуем рабочее место

Согласно п. 4 Типового положения работодатель должен выделить помещение для проведения предрейсовых медицинских осмотров, оснащенное необходимыми медицинскими приборами, оборудованием и мебелью, а также средствами связи. Оно должно состоять не менее чем из двух комнат (для проведения осмотров и отбора биологических сред).

пример

В частности, требуется наличие прибора для определения артериального давления (2 шт.), термометра (3 шт.), стетофонендоскопа (2 шт.), прибора для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе (2 шт.), шпателей медицинских (10 шт.) и сумки с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи. Необходим также постоянный запас алкометров (2 шт.) и  экспресс-тестов на алкоголь и наркотики (10 шт.).

«Чужой» медик

Обязанности медицинской организации, которые необходимо указать в договоре
1
Обеспечить методическое руководство и контроль за деятельностью медицинских работников, осуществляющих медосмотры водителей.
2
Утвердить режим работы медицинского работника (по согласованию с руководителем организации).
3
Организовать повышение квалификации специалиста, проводящего медосмотры.
4
Организовать наличие и заполнение в установленном законом порядке журнала медосмотров.
5
Представлять в установленном порядке и в оговоренные сроки отчеты по результатам проводимых медосмотров.

Заключаем договор с медорганизацией

Если медосмотр проводит нештатный медик, то работодатель заключает договор на оказание подобных услуг с медицинской организацией (подп. 1.2 п. 1 Типового положения). Этот путь предпочтителен, если нет возможности получить лицензию, организовать и оснастить свой медицинский кабинет в соответствии с требованиями Методических рекомендаций, принять и содержать в штате медработника.

совет

Выбирая медучреждение для заключения договора, проверяйте наличие лицензии

Помните, что вовсе не обязательно обращаться в муниципальную поликлинику: лицензия на данный вид деятельности выдается также и коммерческой медорганизации. В лицензии должно быть указано именно право проведения медицинских осмотров: предрейсовых, послерейсовых и др. Попросите у будущего контрагента заверенную копию этого документа.

Наличие лицензии несложно проверить на официальном сайте Росздравнадзора: согласно приказу Минздрава России от  21.12.2012 № 1341н ведомство ведет единый реестр лицензий на право ведения медицинской деятельности.

Также нелишним будет заглянуть в кабинет, где будут проводиться медосмотры, и проверить наличие необходимого оборудования.

НА ЗАМЕТКУ

От чего зависит стоимость договора с медорганизацией?

Для расчета стоимости договора медицинская организация обычно запрашивает следующую информацию.

1. Количество водителей транспортных средств, ежедневно выходящих на линию.

2. Количество рабочих смен в месяце, в выходные и нерабочие праздничные дни.

3. Дни недели и время, в которое будут проводиться медосмотры.

4. Место проведения осмотров.

Цена такого договора зависит от многих факторов, в т. ч. и от региона, в котором находится работодатель.

Также она будет зависеть от того, проводится ли медосмотр в медицинской организации или предполагается выезд медработника на территорию заказчика.

Процедура медосмотра

В медицинские осмотры входят следующие процедуры (п. 10 Порядка медосмотров).

1. Визуальный осмотр (как обследуемый заходит в кабинет, его походка, внешний вид, поведение и т. д.).

2. Опрос о состоянии здоровья (анамнез). При наличии жалоб медработник обязан выявить и подтвердить (или опровергнуть) их объективность.

3. Осмотр видимых слизистых и кожных покровов (наличие расчесов, ссадин, следов от инъекций на тыльной части кистей и кубитальных ямок, бледность или покраснение кожи, определение состояния слизистых глаз и склер (гиперемия, желтушность), зрачков (сужены или расширены) и их реакции на свет (живая, вялая или отсутствует).

4. Общая термометрия (температура тела измеряется при наличии объективных показателей).

Обратите внимание

Для водителей, больных гипертонической болезнью, определяется индивидуальная норма артериального давления по результатам замеров не менее чем 10 предрейсовых медицинских осмотров. Границы нормы должны быть указаны в карточке водителя. Допуск к работе таких лиц осуществляется строго индивидуально по рекомендациям лечащего врача, которые заносятся в карту состояния здоровья водителя. Карта заполняется медицинским работником на водителей, имеющих хронические заболевания.

5. В обязательном порядке измеряется артериальное давление и частота сердечных сокращений (при регистрации отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование (не более двух раз с интервалом не менее 20 мин).

6. Выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

  • количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
  • определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь (приказ Минздравсоцразвития России от  27.01.2006 № 40).

7. При наличии показаний – любые другие разрешенные медицинские исследования, необходимые для решения вопроса о допуске к работе.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Если при установлении вины водителя в совершении ДТП, в котором есть пострадавшие, выяснится, что это произошло из-за проблем с его здоровьем, будет проверено, как проводился предрейсовый медицинский осмотр.

Если обнаружится, что медосмотр не проводился или при его проведении были допущены серьезные ошибки, может быть возбуждено уголовное дело по ст. 143 Уголовного кодекса РФ «Нарушение требований охраны труда». К ответственности за это преступление могут быть привлечены виновные должностные лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии.

Им грозят крупный штраф (до 400 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев), обязательные исправительные либо принудительные работы или лишение свободы на срок до года.

Если же в результате ДТП погибнет человек, то срок принудительных работ либо лишения свободы может составить уже четыре года; двое или более людей – пять лет.

Оформляем документы

Основания для издания приказа об отстранении водителя от работы
1
Справка, выданная медицинским работником, проводившим предрейсовый медосмотр, для предъявления в соответствующую медицинскую организацию.
2
Протокол контроля трезвости водителя автотранспортного средства.
3
Акт о появлении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии (при наличии резко выраженных признаков опьянения, а также отказа обследуемого лица от освидетельствования, аппаратного либо тестового исследования).
4
Листок нетрудоспособности.

Согласно Методическим рекомендациям порядок проведения текущих и послерейсовых медицинских осмотров устанавливается руководителями организаций, поэтому целесообразно урегулировать порядок работы медицинского кабинета и все процедуры прохождения предрейсового медосмотра в рамках локального нормативного акта (приложение 2).

Результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в соответствующие журналы регистрации (приложение 3). Они ведутся на бумажном носителе (страницы должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации) и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. Журналы допускается вести и в электронной форме, в таком случае внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно п. 12 Порядка медосмотров по результатам их прохождения медицинским работником выносится заключение о наличии либо отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в т. ч. алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (при наличии признаки указываются).

При отсутствии данных признаков на путевых листах (с которыми водители обязаны явиться на предрейсовый медосмотр) в зависимости от типа осмотра ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медработника, проводившего осмотр. Методические рекомендации предписывают также ставить дату и точное время прохождения медосмотра.

О результатах проведенных медосмотров медицинский работник сообщает работодателю (его уполномоченному представителю).

В случае выявления по результатам прохождения медосмотра признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в т. ч. алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения работнику выдается справка для предъявления в соответствующую медицинскую организацию.

Если медосмотр проводит медицинский работник, имеющий среднее профессиональное образование, при выявлении по результатам исследований нарушений в состоянии здоровья сотрудника для решения вопроса о наличии у него признаков временной нетрудоспособности и нуждаемости в оказании медицинской помощи он направляется в медицинскую организацию или иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, в которой ему оказывается первичная медико-санитарная помощь (п. 13 Порядка медосмотров).

По результатам предрейсового медицинского осмотра ведется полицевой учет отстраненных от работы водителей, для чего используются бланки карт амбулаторного больного. В карту заносятся результаты освидетельствования (анамнез, объективные данные осмотра, причина отстранения).

Если отстранение водителя от работы связано с временной утратой трудоспособности и произошло в вечернее или ночное время, когда в медицинской организации нет приема, медработник, оказав первую помощь, предлагает сотруднику явиться на следующий день, а в случае надобности – вызвать врача на дом.

Врач поликлиники, признав отстраненного от работы водителя временно нетрудоспособным, выдает ему листок нетрудоспособности в установленном порядке.

Медицинский работник ежемесячно подводит итоги медосмотров с анализом причин отстранения от работы водителей и результаты доводит до сведения руководителя организации. Один раз в год, а также при первичном выявлении больных составляет списки лиц, состоящих на диспансерном учете, с указанием диагноза и кратких рекомендаций по допуску к работе.

Руководители организаций ежемесячно проверяют результаты медицинских осмотров водителей, обращая особое внимание на случаи отстранения от работы водителей, употребляющих алкоголь и наркотики.

Не упустите из виду

Отказ (уклонение) работника от прохождения предрейсового, предсменного и послесменного, послерейсового медицинского осмотров влечет те же правовые последствия, что и недопущение его к работе медицинским работником по результатам медосмотра. В указанных случаях работник также отстраняется от работы.

Согласно ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется.

НА ЗАМЕТКУ

Группы риска

На основе анализа причин отстранения водителей от работы по состоянию здоровья можно сформировать т. н. группы риска, куда включать водителей, склонных к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами, а также длительно и часто болеющих (страдающих хроническими заболеваниями) и водителей старше 55 лет (Методические рекомендации).

Водители, вошедшие в группы риска, должны находиться под особым вниманием медработников. При решении вопроса о возможности допуска к управлению автомобилем медик, проводящий предрейсовый медосмотр, учитывает принадлежность водителя к одной из групп риска, возраст, стаж работы в профессии, условия работы и характер производственных факторов.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административная ответственность за нарушения допуска к работе водителей

ПроступокМера ответственностиОснование
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательного предрейсового медосмотра или при наличии медицинских противопоказанийАдминистративный штраф:
на должностных лиц – от 15 тыс. до 25 тыс. руб.;
на юридических лиц – от 110 тыс. до 130 тыс. руб.
За повторное совершение этого проступка – административный штраф:
на должностных лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб. (либо дисквалификация на срок от одного года до трех лет);
на юридических лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. (либо приостановка деятельности компании на срок до 90 сут.)
Части 3 и 5 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьяненияАдминистративный штраф:
на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию ТС, – 20 тыс. руб.;
на юридических лиц – 100 тыс. руб.
Статья 12.32 КоАП РФ
Нарушение порядка проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотровАдминистративный штраф:
на должностных лиц – от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Ответственность предусмотрена, только если медосмотры проводит штатный медик
Статья 11.32 КоАП РФ

Приложение 1. Пример оформления приказа об организации проведения медицинских осмотров (фрагмент)

вернуться в текст

Приложение 2. Пример оформления Положения о проведении обязательных медицинских осмотров (фрагмент)

вернуться в текст

Приложение 3. Пример оформления Журнала регистрации предрейсовых медицинских осмотров (фрагмент)

вернуться в текст

Приложение 4. Пример оформления приказа о недопущении водителя к работе по результатам обязательного предрейсового медицинского осмотра