ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2016года
Трудовые споры
Слушается дело

Спецоценку провели, но условия труда не улучшали? Не спешите отменять льготы

Ситуация
В муниципальном казенном учреждении (МКУ) проведена специальная оценка условий труда. По ее результатам работникам установлена 40-часовая рабочая неделя и отменен дополнительный отпуск за работу во вредных условиях.

Т. и С. обратились в суд с просьбой признать незаконной отмену гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях.

Промышленный районный суд г. Смоленска 28 июля 2015 г. иск удовлетворил.

Ответчик обратился в областной суд с апелляционной жалобой.

Судебный акт
Апелляционное определение Смоленского областного суда от 27.10.2015 № 33–3684
Основной вывод
Гарантии и компенсации, установленные за работу во вредных условиях, не могут быть отменены по результатам проведения спецоценки, если работодатель не улучшал факторы производственной среды и трудового процесса.
Последствия для сторон
Дополнительные соглашения к трудовым договорам, которыми были отменены льготы за работу во вредных условиях, признаны недействительными. Работодателя обязали ввести гарантии и компенсации за работу во вредных условиях, действовавшие до проведения спецоценки.

Позиция истца
Т. и С. работают спасателями. По их мнению, результаты специальной оценки условий труда, проведенной по общей методике без учета особенностей конкретного вида работы, незаконны. Условия выполнения их трудовой функции не менялись, а значит, им полагаются те же гарантии и компенсации, которые предоставлялись до проведения спецоценки.

Позиция ответчика
Специальная оценка условий труда проведена в соответствии с законодательством, и раз ее результаты показали отсутствие вредных факторов, есть все основания для отмены соответствующих льгот.

Так решил суд
Истцы просили признать незаконными:

  • карты специальной оценки условий труда;
  • дополнительные соглашения к трудовому договору;
  • действия ответчика по установлению 40-часовой рабочей недели и отмене дополнительного отпуска за вредные условия труда в размере семи календарных дней.

При этом истцы ссылались на неправомерность проведения ответчиком спецоценки по общей методике, не учитывающей специфику работы спасателей, и просили принять во внимание ранее действовавшие карты аттестации рабочих мест по условиям труда. Т. и С. полагали, что отмена льгот нарушила их трудовые права.

Проведенная ранее аттестация рабочих мест установила, что условия их труда относятся к определенному классу вредности. В качестве компенсации за труд в неблагоприятных условиях им были установлены сокращенная продолжительность рабочего времени и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере семи календарных дней.

В 2014 г. в МКУ была проведена специальная оценка условий труда. По ее результатам работников уведомили об изменении трудовых договоров и заключили с ними дополнительные соглашения об отмене льгот за работу во вредных условиях.

Суд первой инстанции правомерно решил, что законных оснований для такой отмены не было.

По общему правилу спецоценка проводится по методике, утвержденной Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Однако для организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности, при утверждении методики требуется согласование с федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Перечень рабочих мест в организациях, где спецоценка проводится по особой методике (в т. ч. при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290. Рабочие места сотрудников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, указаны в п. 9 этого Перечня. Особенности спецоценки этих рабочих мест должны были быть разработаны и утверждены до 1 января 2015 г. Однако на момент вынесения решения судом они не установлены.

На заметку

По состоянию на 1 февраля 2016 г. особенности проведения спецоценки установлены не для всех видов деятельности, указанных в Перечне, утв. постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

Рабочие места в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельностиНормативные акты, которыми установлены особенности проведения спецоценки рабочих мест
Членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судовПриказ Минтруда России от 18.05.2015 № 301н
Членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации-
Одельных категорий медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в т. ч. в ходе медицинской эвакуацииПриказ Минтруда России от 24.04.2015 № 250н
Медицинских работников, расположенные в помещениях, к которым предъявляются особые требования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные)
Медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры по утвержденному перечню, и на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения спецоценки
Работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спортаПриказ Минтруда России от 01.06.2015 № 335н
Работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 № 252Приказ Минтруда России от 14.11.2014 № 882н
Работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излученийПриказ Минтруда России от 27.01.2015 № 46н
Работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций-
Водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работыПриказ Минтруда России от 18.02.2015 № 96н
На которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного давления газовой и воздушной средыПриказ Минтруда России от 19.02.2015 № 102н
Работников, занятых на подземных работахПриказ Минтруда России от 09.12.2014 № 996н

До появления специального порядка спецоценка должна осуществляться по общим правилам (ч. 5 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). В МКУ она была проведена на основании Методики и Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2014 № 33н.

Суд пришел к обоснованному выводу о недействительности результатов спецоценки. При ее проведении фактически не оценивались условия труда и особенности трудовой деятельности спасателей. Класс условий труда истцов снижен из-за сокращения количества оцениваемых показателей факторов производственной среды и трудового процесса. Такие результаты нельзя использовать при определении вида и объема компенсаций.

Пересматривать гарантии и компенсации по результатам проведения спецоценки можно только в случае объективного улучшения факторов производственной среды и трудового процесса (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“»). И поскольку ответчик не представил доказательств такого улучшения, нет и оснований для признания законным пересмотра ранее предоставлявшихся гарантий и компенсаций.